Перевод с доработками: Дмитрий Tingol Осипов
Оригинальный текст и фото: журнал Turbo & High-Tech Performance
На протяжении многих лет турбонаддув был на первом плане освещения мощных «Супр» четвертого поколения. Воплощением высоких показателей был твин-турбо монстр Кена Хендерсона (Ken Henderson), мощностью более 1100л.с. на колесах. Но многие владельцы старых Мk3 чувствовали себя обделенными вниманием. Один из таких владельцев – Мэнни Аким (Manny Akim) из городка Квинс Виллэдж (Queens Village,N.Y.). Мэнни связался с нами и хотел знать, не заинтересованы ли мы в описании его 1989 MA70 Supra Turbo.
Первые впечатления всегда очень важны и «Супра» Мэнни определенно запоминается! Красная тарга безукоризненно покрашена, абсолютно без дефектов! Мэнни сказал нам, что, несмотря на то, что сейчас машина выглядит отлично, во время трансформации было много взлетов и падений.
Как и многие тюнинговые проекты, МА70 начинала в виде повседневной жоповозки с четырехступенчатым автоматом. После покупки машины, Мэнни быстро выкинул стоковые диски и вооружил Мk3 комплектом 18-дюймовых Volk GTC. Прошел месяц и Мэнни услышал плохие новости от своего механика. Диагностика мотора выявила пробитую прокладку ГБЦ. Мэнни пришлось раскошелиться на быструю починку мотора с использованием 1.2мм прокладки ГБЦ от HKS и шпилек ARP. После того, как Мэнни наездил 1200 миль на своей «супре», он решил добавить несколько новых деталей, чтобы излечить свою потребность в скорости. Фронтальник Spearco, HKS EVC II, выхлоп A’PEXi GT-spec, даунпайп и катализатор от Random Technology, нашли свое место в автомобиле.
К сожалению, данное «лекарство против жажды скорости» действовало не долго. При первой же поездке на давлении 15psi (1,03 бара), стоковый турбокомпрессор CT26 развалился. Но удача не покинула Мэнни. Он приобрел у компании CT Crew стоковые CT26 японской спецификации с маленьким пробегом. И был снова на высоте!
К несчастью для кошелька Мэнни, его жажда скорости не угасла, и через месяц турбокомпрессор CT26 отправился на доработку в компанию Majestic Turbo. Так называемый апгрейд 60-1 означает, что максимальный расход, прокачиваемый компрессорной крыльчаткой, увеличивается до 61 фунта в минуту[lb/min]. Это самая крутая версия увеличения соотношения trim* для компрессорной части CT26, позволяющая улитке не сдуваться вплоть до 500 лошадиных сил и даже чуть больше.
Но для начала Мэнни ограничился всего лишь 331л.с. с колес, на давлении 18psi(1,24 бара).
Во время круиза по шоссе в Нью Джерси, с «Супрой» случилась беда. Во время очередного упражнения «тапка в пол», Мэнни услышал угрожающие хлопки. С надеждой на лучшее, как будто бы все дело в лопнувшем патрубке интеркулера, он открыл капот…Но все было гораздо хуже. Очам предстала картина «масло повсюду вокруг блоу-оффа и даже на крыле с пассажирской стороны». Машину отбуксировали домой, и на следующий день отвезли в мастерскую SPI…где механики обнаружили расплавившийся поршень пятого цилиндра.
Вместо того, чтобы свапнуть себя в другую стоковую МА70, Мэнни подошел к делу со всей серьезностью и вложил деньги в перестройку мотора. SPI переделали весь низ, установив комплект увеличенных на .040 поршней JE pistons со степенью сжатия 8:1 и шатунов Crower. Собранные воедино КШМ и ШПГ отбалансировали.
В нижней части блока заменили все вкладыши и уплотнения. Головку тоже освежили новыми уплотнениями и трехугловой обработкой седла клапана и окружности тарелки клапана. Затем две половинки мотора собрали вместе, с использованием 2-миллиметровой металлической прокладки ГБЦ от HKS и шпилек ГБЦ ARP.
Чтобы полностью реализовать потенциальные возможности своего мотора, Мэнни снова снял деньги со своего банковского счета и приобрел турбо-кит SP63, способный производить воздушный поток до 550л.с.
Соответствующая подача топлива необходима для достижения высоких мощностей, поэтому Мэнни убедился, что его крошка хорошо кормится. Внешний топливный насос Essex (до 1000л.с.) и топливный регулятор обеспечивают постоянную «заправленность» топливной рейки с шестью форсунками GReddy 660cc. A’PEXi S-AFC и HKS VPC корректируют топливные настройки для обеспечения оптимального соотношения бензовоздушной смеси. На диностенде компании SPI машина выдала 524л.с. и 668Нм с колес.
Имея мощностные характеристики, достойные чемпионов, Мэнни захотел, чтобы Supra и выглядела соответствующим образом. Вместо того, чтобы купить комплект какого-то одного производителя кузовных деталей, Мэнни использовал изделия различных компаний, чтобы достигнуть внешнего вида, которого он так давно желал. Передняя губа и задние накладки – от Bomex, в то время как пороги – от Kaminari. После установки деталей, машину покрасили в местной мастерской в несколько слоев цвета «brilliant Aztec red».
Установили койловеры Tein HA и выставили правильные углы, чтобы тачка хорошо рулилась и при любых перегрузках оставалась на всех четырех колесах. Остальные подвесочные фишки включают втулки TRD и верхние распорки - передняя Cusco и задняя GReddy. Передние тормоза теперь состоят из 13-дюймовых дисков Porterfield и четырехпоршневых скоб Wilwood, чтобы «Супру» всегда можно было вовремя обуздать.
С водительского сидения Sparco Torino можно рассмотреть еще несколько интересных вещиц. Кронштейн с А-образной опорой от Lo-Tek удерживает три прибора от Defi, в то время как еще два установлены над головным устройством Kenwood. Пять приборов отслеживают все главные параметры двигателя, от буста до EGT.
Кстати, помимо быстрой езды, Мэнни любит громкую музыку. Supra оснащена двумя усилителями Alpine V12, снабжающими мощностью сборную солянку из динамиков Eclipse, Rockford Fosgate и Alpine.
Великолепие «Супры» очевидно, поэтому не удивительно, что Мэнни собрал несколько трофеев, включая награду SPI Dyno Challenge в своем классе и Toronto Supra Club’s Best of Show в 2004 году. Несмотря на то, что с момента приобретения путь «Супры» был, мягко говоря, ухабистым, Мэнни надеется, что в дальнейшем он будет только плавным. Поживем увидим.
* Trim – соотношение внутреннего и внешнего диаметров крыльчатки турбины или компрессора.
p.s.: увы, фотка только одна была