Взяться за написание этой статьи меня сподвигла отличная идея наших друзей из Алматы Авто Клуба, создать реплику(копию) легендарного раллийного “Москвича” модели 412. Но история этой легенды началась несклькими годами раньше, в далеком 1964 году, с участия советских автомобилей “Москвич” и “Волга” в ралли “Монте Карло”. А слава “Москвичей” в ралли-марафонах началась с успеха на марафоне Лондон - Сидней. Но обо всем по порядку. Как только не называли этот недорогой, неприхотливый, продаваемый, кстати, в советское время в кредит, автомобиль. И “космич”, и “кузмич”. А анекдоты с “участием” этого автомобиля народ передавал из уст в уста. Но была у этого автомобиля и своя страница славы в спортивной истории некогда великой страны. Началась она в начале пятидесятых годов, с приходом на Московский завод малолитражных автомобилей МЗМА “КИМ” (переименованный позже в АЗЛК), конструктора Игоря Ивановича Окунева, создавшего первые спортивные модификации “Москвичей”. В конце 1963 года с конвеера завода стала сходить новая модель - “Москвич 408″. Модель пользовалась огромной популярностью у автолюбителей не только Советского Союза, но и многих стран мира. Многие из вас видели этот автомобиль в легендарной комедии Леонида Гайдая “Бриллиантовая рука” в качестве автомобиля “Шефа” контрабандистов. Но конструкторская мысль Окунева не стояла на месте, и уже в 1964 году, в разгар выпуска 408 модели уже начались стендовые испытания нового мотора для этой и последующих моделей, получившей заводской индекс 412. Производство этих моторов было решено разместить на Уфимском моторостроительном заводе - УМЗ. Этот мотор, имея большую мощность и габариты, получился всего на шесть килограмм тяжелее предшественника. Именно с появления этих моторов началось восхождение “Москвича” к вершинам спортивного Олимпа. Путь советского автомобиля к международному признанию начался с шутки начальника отдела рекламы “Совавтоэкспорта” Деви Дарчиева, произнесенная в разговоре с руководителем Автомотоклуба СССР Александром Ипатенко. Дарчиев, прочитав накануне свежий номер лондонской газеты “Дейли Миррор”, в шутку предложил Ипатенко принять участие в марафоне Лондон - Сидней. Александр Ипатенко эту идею воспринял всерьез и, заручившись поддержкой “Совавтоэкспорта” и завода АЗЛК, начал подготовку к марафону. Трудности в подготовке к ралли возникали, прежде всего, из-за сомнения советских чиновников в возможностях советских автомобилей. Но, преодолев эту стену непонимания, на старте в Лондоне, среди девяноста автомобилей, стояли четыре новеньких, практически серийных, “Москвича”. Началась труднейшая гонка, длиной 16000 километров, проходившая через 11 стран. В этой гонке было все, и поломки техники, и труднейшие спецучастки с каменистыми насыпями и бродами. Были и курьезы. Так например экипаж нашего “Москвича” светом всех своих мощных фар заставил съехать на обочину дороги автомобиль с королем Афганистана, приехавшего посмотреть ралли. Финишировало в этом соревновании только 56 экипажей, и всего четыре команды были на финише в полном составе. И среди них - на четвертом месте - советская команда. Да, это не было победой в полной мере, но благодаря этому марафону многие поняли, что советский “Москвич” не только недорогая и неприхотливая машина, но и очень надежный автомобиль. Эти результаты помогли нашим спортсменам убедить свое спортивное руководство, в необходимости участия нашей команды в другом грандиозном проекте, ралли-марафоне Лондон - Мехико, общей протяженностью 25810 километров, который прошел через 25 стран Европы и Америки. И вот, 19 апреля 1970 года, на дистанцию ралли со стадиона “Уэмбли” отправилось 96 экипажей, и среди них - пять голубых “боевых” “Москвичей” и две технички, тоже “Москвичи”, но фургоны с массой под две с половиной тонны. Учитывая прошлый опыт, автомобили серьезно модернизировали, были установлены каркасы безопасности, дополнительные бензобаки. Специально, для высокогорных участков, в автомобилях было установлено кислородное оборудование, а карбюраторы оснащены высотными корректорами, призванными минимизировать потерю мощности в условиях разреженного воздуха. Аллюминивые поддоны двигателей уступили место стальным, добавлена была и защита моторного отсека, изготовленная из стального листа. Для охлаждения систем смазки двигателя были установлены масляные радиаторы. Все это добавило примерно 300 килограммов к массе автомобиля. Но эта прибавка в весе позволила нашим участникам финишировать в Мехико с наименьшими потерями, из пяти стартовавших “Москвичей” финишную черту пересекли три, еще раз доказав всему миру надежность советской техники. В итоговом протоколе гонки числилось только 23 автомобиля, и, хотя “Москвичи” не быле в числе призеров, этот спортивный успех самым наилучшим образом повлиял не только на продажи советских автомобилей во всем мире, но и на развитие автоспорта в Советском Союзе. Так модификации “Москвичей” еще долгое время доминировали в советском автоспорте. Всего за всю свою “спортивную карьеру” этот автомобиль 47 раз “становился” победителем всесоюзных соревнований по различным дисциплинам автоспорта, таких как ралли, шкг (шоссейно-кольцевые-гонки) и ипподром. В 1991 году, вместе с развалом СССР закончилась история советского автомобильного спорта. Канул в лету и сам автомобильный завод имени ленинского комсомола, ставший жертвой цен на недвижимость в Москве, пытавшийся выжить выпуская устаревшую модель 2141 “Алеко”, прозванный в народе “калекой”. Но, глядя на те победы, на людей их коваших, мне хочется,чтобы мы все не забывали о своей истории. И я, со своей стороны, всесторонне поддержу идею энтузиастов из Алматы Авто Клуба, по воссозданию этого легендарного спортивного автомобиля! Текст:М. Максимов
Источник: http://proautosport.kz/ |