ГАЗ-24.
Символ эпохи.
При слове Волга или Газ-24 у
автомобилиста сразу несколько ассоциаций: «баржа», большой расход топлива,
архаичность модели. А что было 40 лет назад, при упоминании слов Волга или
Газ-24?
15 июля 1970 года на главном конвейере
Горьковского Автозавода модель ГАЗ-24 окончательно сменила заслуженного
ветерана ГАЗ-21Р. Хотя именно эта дата стоит в дне рождения «двадцатьчетвёрки»,
история создания этой модели началась намного раньше. Уже к концу 50-годов конструкторский
коллектив ГАЗа понимал, что потенциал модернизации ГАЗ-21 не бесконечен, в
первую очередь это касалось про-американской внешности автомобиля и его
силового агрегата. Уже в 1961 году на
заводе всерьез приступили к работе над новой моделью, но при этом попутно
дорабатывая и модель 21. Главным конструктором назначили Александра Невзорова (ведущий
консруктор ГАЗ-21), художниками-конструкторами – Леонида Циколенко и Николая
Киреева. Проектирование начали с размахом – двигателей запланировали целых
четыре: базовый V6,
мощный V8 от «Чайки», экономичный четырехцилиндровый дизель и дешевый в
производстве четырехцилиндровый мотор от ГАЗ-21 такси. Шестицилиндровый мотор предполагалось
выпускать в вариантах с чугунным и алюминиевым блоками цилиндров и по стандарту
комплектовать автоматической коробкой передач, а дизель и «четверку» -
трехступенчатой механической с переключателем на рулевой колонке и автоматом
повышения передачи. Если бы этим планам суждено было сбыться!
Внешний облик ГАЗ-24 рождался
долго и трудно. Сначала конструкторы пытались распрямить ГАЗ-21 и добавить еще
две фары, но это все равно смотрелось архаично. И тогда после года работы с
ГАЗ-21 было принято решение начать с «чистого листа». Конструкторы ни стали
копировать американские машины, а стали самостоятельно искать форму нового
автомобиля. С 1962 по 1966 год было построено шесть полноразмерных макетов и
нарисовано бесчисленное число эскизов. Наконец к 1965 году машина обрела реальные
очертания – на эскизах ее можно было видеть как с четырьмя так и с двумя
фарами, как с круглым, так и с прямоугольными фарами, с горизонтальными или
вертикальными ламелями передней решетки.
В эти же годы автомобиль получает
свое обозначение ГАЗ-М24. Хотя первые опытные экземпляры были выпущены с
двигателями V6, на последующих версиях вернулись к мотору ЗМЗ-24Д, по сути
модернизированному ЗМЗ-21А. Международная премьера модели состоялась на
международных выставках в Пловдиве (1969 год) и Лейпциге (1970 год), где были
удостоены золотых медалей. Но уже с 1968 года на конвейере параллельно с ГАЗ
21Р выпускались небольшие партии ГАЗ-24, при этом эти автомобили имели
некоторые отличия. В первую очередь это расположение боковых зеркал, они были
расположены на переднем крыле. До серийного производства так же не дошли V-образные моторы, вместо
них окончательно перешли на двигатель
ЗМЗ24Д. Так же по сравнению с ГАЗ-21 принципиально не изменились конструкция
подвесок (шкворневая спереди и рессорная сзади) и тормозов (барабаны по кругу),
что уже при рождении машины делало её морально устаревшей. Однако, внутреннее
убранство салона было большим шагом вперёд. В штатную комплектацию входило
радио УКВ, а по желанию еще добавлялись короткие волны, часы, и обогрев заднего
стекла.
Уже в 1971 году появляються
первые модификации автомобиля. Первым на конвейере появилась версия такси
24-01, отличающаяся дефорсированным двигателем на 10 лошадиных сил (85 сил), неизменными
шашечками и салоном из кожезаменителя. В 1972 году появились базовый универсал 24-02
и универсал-такси 24-04. При этом это был первый отечественный универсал с
тремя рядами сидений. На экспорт подготовили модификацию 24-54 с правым
расположением органов управления.
1973 год обозначился для ГАЗ-24
эксперементальными моделями. Было разработано и выпущено всего 5 автомобилей
ГАЗ-24-95, так называемый «автомобиль Партии». Он представлял собой кузов
ГАЗ-24 и ходовую часть УАЗ-469. По некоторым данным, один такой автомобиль был
в личном распоряжении Л.И. Брежнева. В этот же год был разработан ГАЗ-24-BMW,
представляющий базовый седан с двигателем R-6 BMW, однако, далее одного
экземпляра дело не ушло.
В 1975 году продолжились
эксперименты с импортными силовыми агрегатами, так же в единственном экземпляре
был создан экземпляр ГАЗ-24-91 с двигателем R-6 Mercedes 2.6L. Зато запустили в
серию медицинский универсал. А немного позднее общей модернизации подвергли всё
семейство. В частности, систему охлаждения дополнили расширительным бачком и
перевели на использование тосола, что, конечно, упростило зимнюю эксплуатацию.
Прежнюю ленточную приборную панель заменили стрелочными компонентами. Появилась
ещё одно интересное новшество - небольшая подушка и откидной подлокотник
позволили разместиться спереди втроём. Однако, уже через два года, в введением
ставших обязательными ремней безопасности, от этого пришлось отказаться.
«Автоэкспорт» активно развивал
тему новой Волги. Наряду с заводскими экспортными модификациями бельгийский
экспортёр «Скалдия-Волга» подготовил модификации седана и универсала ГАЗ-24-76
и ГАЗ-24-77 с дизелями Peugeot Diesel Indenor XDP 4.90 R-4 2.112L. кроме того,
эти машины несколько отличались деталями отделки салона и шинами.
С 1977 года началось производство
ГАЗ-24-07, седана-такси с газобаллонным оборудованием, которое предназначалось
для больших городов.
В 1978 году появились сразу две модификации:
один фургон, другой седан. Фургон обозначался ГАЗ-24-78 и предназначался для
перевозки грузов. А седан был обозначен как ГАЗ-24 P.R.V. Это название было
принято из за установленного в него двигателя V6 – P.R.V. Еще один экспортный
вариант ГАЗ-24 был представлен ГАЗ-24-56 с дизельным двигателем Indenor и имеющим правый
руль. Всего было выпущено менее 1000 экземпляров ГАЗ-24-56. Ну и продолжились
традиционные эксперименты с импортными силовыми агрегатами, на этот раз это
была версия с двигателем V6-FORD 2.8L.
Но были и экземпляры которые
собирались практически вручную, и ошибки в сборке не должно было произойти.
ГАЗ-24-24 экземпляр практически эксклюзивный, при сборке моделей нельзя было
допустить ошибки, т.к. все автомобили серии 24-24 были направлены либо в КГБ
либо в Обком Партии. На ГАЗ-24-24 устанавливался двигатель V8 ЗМЗ-24-24 мощностью 195 л.с. с автоматической трехступенчатой
коробкой передач. Следующая модификация 24-25 отличалась экранированной
системой зажигания. Существовали так же кабриолеты и пикапы на базе ГАЗ-24 так
же практически в единичных экземплярах. Пикапы делали на авторемонтных
предприятиях, а кабриолеты производились Бронницким авторемонтным заводом,
относившимся к Министерству обороны и предназначались для военных парадов в
округах.
Тогда, в 70-х годах, слово Волга
или ГАЗ-24 означало: статус, положение и власть. На протяжении нескольких
десятилетий эти автомобили были самыми престижными в СССР и работали в основном
в госучереждениях и такси. В свободную продажу поступало очень небольшое
количество автомобилей по очень высокой цене. Да и при наличии данной суммы ещё
предстояло получить разрешение партийного руководства и администрации…
Нынешние Волги в основе своей всё
те-же «двадцатьчетвёрки». Следующее семейство 24-10, сменившее 24-ку в 1985
году, по сути представляло собой модернизацию предшественницы. Но ещё раньше
появившиеся модели 3102 и 3101 представляли собой по сути «люксовый» вариант
ГАЗ-24 и ГАЗ 24-24 соответственно. Только во второй половине 90-х появились
дисковые тормоза и пятиступенчатые КПП.
ГАЗ-24 разрабатывали для
советского человека, для Советских дорог, а оказалось что и для Российского
бездорожья.
|